Актуален ли сегодня праздник 1 мая? 5

История 1 мая

В 1856 году рабочие Австралии, вдохновлённые концепцией английского социалиста-утописта Роберта Оуэна «888» (8 часов — на работу, 8 часов — на отдых, 8 часов — на сон) решили провести всеобщую забастовку с целью установления 8-часового рабочего дня. Их забастовка сопровождалась праздничной демонстрацией. Всё прошло мирно, их требования были удовлетворены. Первая демонстрация имела большой успех среди пролетарских масс Австралии, и постепенно стала распространяться по всему миру. В 1866 году Карл Маркс и Фридрих Энгельс на конгрессе Международного товарищества рабочих призвали к введению восьмичасового рабочего дня. В 1886 году примеру австралийских рабочих последовали американские рабочие. После организованной ими забастовки они подверглись репрессиям, и последующие годы полицейские власти препятствовали повторению подобных демонстраций.

На парижском конгрессе Второго Интернационала в 1889 году было решено, что восьмичасовой день должен стать главным требованием демонстрации 1-го мая, и демонстрации должны сопровождаться во всех странах всеобщими забастовками.

На протяжении всего XIX века и начале XX века длительность рабочего дня не регулировалась, и могла составлять от 10 до 15 часов в день при 6-дневной рабочей неделе, повсеместно использовался детский и женский низкооплачиваемый труд. Наша страна — не исключение, а нагляднейший пример такого произвола и пренебрежения к жизни рабочих людей. Посредством забастовок и демонстраций рабочим отдельных стран и отдельных предприятий удавалось завоевать себе право на 8-часовой рабочий день. В России в июле 1897 года в результате забастовок рабочих был издан декрет, ограничивающий рабочий день по всей стране 11,5 часами в сутки.

И только в 1917 году, после того, как рабочий класс под руководством партии большевиков взял власть в свои руки, Совет Народных Комиссаров издал декрет о восьмичасовом рабочем дне. Это было первое законодательное утверждение 8-часового рабочего дня в мире.

Владимир Ильич Ленин еще в 1905 году писал:

«Первого мая празднуют они [рабочие] свое пробуждение к свету и знанию, свое объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, против всякого произвола, против всякой эксплуатации, за социалистическое устройство общества».

В 1918 году в РСФСР 1 мая стало государственным праздником. Название его неоднократно менялось (День Интернационала, Праздник международной солидарности пролетариата, Боевой праздник международного пролетариата, День всемирного праздника трудящихся, День международной солидарности трудящихся), но суть его всегда была (есть и будет!) в том, что это международный день борьбы рабочих за свои права.

Такова краткая история праздника первого мая.

Об актуальности борьбы рабочих за свои права

Зададимся вопросом: актуальна ли сейчас борьба рабочих за свои трудовые права? Или в настоящее время устранены все возможные трудовые конфликты вместе с порождающими их причинами? Оглянемся вокруг, посмотрим на саму жизнь. В связи с кризисом и проводимой оптимизацией нашу страну захлестнула волна сокращений. Многие люди потеряли свои рабочие места. Зарплаты проиндексированы не были, фактически произошло падение уровня зарплат, поскольку цены на товары и услуги поднялись значительно. Сокращаются расходы на образование и здравоохранение, тратятся огромные суммы на войну в Сирии. Рост ВВП, по признанию самого председателя правительства, «остаётся нулевым или в слегка отрицательной зоне». По последним данным более половины доходов 70% россиян уходит только лишь на еду. Промышленность, наука и культура вымирают. Народ облагают всё более абсурдными законами и разоряющими налогами. Все эти факты непосредственным образом свидетельствуют о том, что люди наемного труда чувствуют, что государство не принадлежит им, что оно не заботится о них, что оно не проводит политику в их интересах. Из этого следует, что борьба рабочих за свои трудовые права по-прежнему актуальна. Трудовые конфликты и причины их порождающие никуда не исчезли.

Коренное противоречие капиталистического общества

Причины всё те же, что и сто лет назад. Мы до сих пор живём в капиталистическом обществе, до сих пор существуют классы с диаметрально противоположными интересами. Это, с одной стороны, класс наёмных работников, пролетариев, которые лишены средств производства и живут за счёт продажи своей рабочей силы, своей способности к труду, а с другой стороны, класс буржуа, собственников, владельцев средств производства, которые живут за счёт потребления купленной ими рабочей силы и распоряжаются результатами её труда. Между этими двумя противоположными классами располагается класс мелких собственников, мелких буржуа, которые сочетают в себе качества как и буржуа, так и пролетариев. С одной стороны, они владеют средствами производства, с другой стороны, работают сами. Мелкий буржуа может нанимать других людей, и в таком случае, от обычного буржуа он будет отличаться лишь размерами эксплуатации, которые не позволяют ему освободиться от непосредственного участия в трудовом процессе.

Однако принадлежность к тому или иному классу определяется не только ролью в производстве, но и главным образом, стремлениями отдельного человека к реализации тех или иных политико-экономических общественных отношений, к тому или иному устройству общества. Огромную роль в классовой принадлежности играет сознание того или иного человека. Иными словами, человек вполне может быть по своему положению в обществе пролетарием, но иметь буржуазные или мелкобуржуазные интересы. Или, наоборот, человек может быть вполне мелкобуржуазного или буржуазного происхождения, но всей своей жизнью и борьбой он доказывает, что ему чужды интересы его класса и в своей практической и теоретической деятельности становится на сторону рабочего класса.

Самым главным, самым насущным интересом буржуа, будь он крупным, средним или мелким, является стремление к получению максимальной прибыли. Но кто же производит эту прибыль? Эту прибыль производит для него тот, кто на него работает, наемный работник. Прибыль (превращённая форма прибавочной стоимости) — это неоплаченный труд работника, присваиваемый капиталистом, работодателем. Не имеет значения, каким именно трудом вы занимаетесь, производите ли вы товары или услуги, пока вы остаетесь человеком, работающим по найму, вы производите для капиталиста прибыль. Капиталист платит вам ровно столько, сколько вам необходимо для того, чтобы сохранить себя как наемного работника, а произведенные вами продукты труда присваивает себе. Есть такой афоризм: «Рабам давали еды и одежды ровно столько, сколько бы им хватило для того, чтобы они смогли продолжить работать. Ничего существенного в принципах формирования зарплаты с тех пор не изменилось», который довольно точно определяет отношение двух противоположных классов друг к другу и довольно точно характеризует капитализм как систему наемного рабства.

Во всех нас, кто работает по найму, заключена большая потенциальная сила. Это главное, что нас всех объединяет. С помощью этого мы можем управлять обществом. И не следует нам делиться и воевать и по национальным, и по расовым, и по половым признакам. Такое деление выгодно только нашим угнетателям, временным узурпаторам общества, руководствующихся принципом «разделяй и властвуй». Наша сила — в сознательном единстве, в осознании общности своих интересов и готовности за них бороться.

Как в Советском Союзе гарантировались права рабочих?

Однажды в истории рабочий класс уже взял власть в свои руки и планомерно проводил в жизнь политику в интересах всего общества. Историю Советского Союза можно разделить на два периода. Первый период включает в себя эпоху Ленина-Сталина и характеризуется социалистическим устройством общества. Второй период это эпоха Хрущева-Брежнева (эпоха левацких загибов и правых уклонов, эпоха господства троцкизма, по сути, господствующая до сих пор), и характеризуется она отходом от марксистского пути, и внедрением в социалистическое общество чужеродных ему рыночных капиталистических элементов, которые закономерно привели наше советское общество к перестройке, а затем к развалу Советского Союза и разрушению всех прежних общественных отношений. С 1917 по 1953 гг. власть находилась в руках у рабочего класса. Государство было устроено таким образом, что его главной целью было именно удовлетворение все возрастающих материальных и культурных потребностей нашего общества. Это и гарантированная защита от безработицы, это достойная оплата труда, это доступное и качественное жилье, это бесплатное и качественное образование и здравоохранение, это развитие промышленности, науки и культуры, и многое другое необходимое для полноценной человеческой жизни. Товарно-денежные отношения всемерно изживались в народом хозяйстве. Все предприятия были национализированы, и доход с этих предприятий шёл на благо всего общества. Система государственного планирования исключала возможности кризисов и инфляции, поскольку не действовал главный закон капитализма — стремление к получению максимальной прибыли. Продуктов производилось ровно столько, сколько было необходимо для удовлетворения потребностей при данном конкретно-историческом уровне развития производительных сил, денег печаталось ровно столько,  сколько было достаточно для покупки тех или иных продуктов потребления. На производстве всячески поощрялось рационализаторство, активно проявляло себя стахановское движение. Государственные предприятия были крайне заинтересованы в понижении себестоимости продукции за счёт повышения производительности труда, применения новейших технологий и использования высшей техники. Такие меры способствовали регулярному снижению цен и как следствие фактическому повышению зарплат. Социалистический способ производства обеспечил победу СССР над фашистской Германией. Всё шло к тому, чтобы окончательно уничтожить классы, изжить товарно-денежные отношения и перейти к новому коммунистическому обществу, главным принципом  развития которого является лозунг «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

Но передовую социалистическую плановую систему начали разрушать пришедшие к власти после смерти последнего грамотного марксиста товарища Сталина  выразители мелкобуржуазных интересов. Вместо развития производительных сил на базе высшей техники и внедрения передовых технологий для изживания товарно-денежных отношений и окончательного уничтожения классов политика советского государства была направлена вспять, назад к господству товарных капиталистических отношений. Выражалось это и в продаже МТС колхозам (отменяло их национализацию и делало колхозы новыми владельцами частной собственности), в расстреле Новочеркасской рабочей демонстрации в 1962 году. Выражалось это в  реформе Либермана-Косыгина 1965 г. По которой уже и государственные промышленные предприятия переводились на хозрасчет, а количество плановых показателей, снижалось с 30 до 9. Причем, плановые показатели «вычислялись» тем учреждением которое еще носило название «Госплан» именно в стоимостном выражении, а критерием выполнения плана сделалось увеличение прибыльности предприятия, а именно объем стоимостной выручки. Стоимость стала регулятором производства.  Что же в этом плохого? А вот что.

Стоимость – есть общественно необходимое рабочее время на производство единицы товара.   

Чем больше я трачу времени на производство товара, тем дороже он будет обходиться, тем выше он будет стоить. Значит, тогда производство стоимости не может начаться? Разумеется, нет. В рыночном, капиталистическом обществе производители конкурируют –  это стихийно (путем проб и ошибок, т.е. разорений) выравнивает стоимость приблизительно до его «естественной стоимости» –  до себестоимости. Конкуренция вызывает внедрение отдельными товаропроизводителями (капиталистами)  техники и технологий. Но они это делают не ради развития производства и снижения цен на свой продукт, а для разорения «соседа» и получения максимальной прибыли. А именно, внедряя технологии (понизив издержки производства товара) капиталист устанавливает на него цену «ниже общественной, но выше индивидуальной». Т.е. он держит изобретение в секрете и немного «сбавляет»  цену по отношению к другим, обгоняет других, захватывает их рынок сбыта, их средства производства, превращает в пролетариев мелких предпринимателей. Короче говоря – он просто спекулирует, производство общественно необходимых благ для него не цель, а средство получения прибыли.

Теперь рассмотрим, к чему привело внедрение стоимостных отношений в социалистическое производство.

Если критерием и целью развития предприятия сделать объем произведенной стоимости вообще (а не натуральные показатели и показатели снижения издержек, экономии общественного труда, за что работники получали премии, а общество дешевую и качественную продукцию  как это было при экономической политике Сталина)  то  кто в обществе станет успешным? – Очевидно, хитрые лентяи и спекулянты, а не новаторы. Зачем работать, ведь можно уменьшить производительность труда, этим повысить стоимость товара (которого становится все меньше на прилавках) и написать «наверх» бумагу, что возникли «объективные неблагоприятные условия», и, мол, нужно выделить ресурсы «на развитие» отрасли… Оттуда и пошла вся «анархия производства», завершившаяся застоем, незаинтересованностью в труде, которую приписывают плановой организации хозяйства идеологи буржуазии, а так же солидарные с ними  идеологи КПРФ, и других «левых» партий, утверждающие, что «и план хорош, и рынок тоже».

Переход от системы планирования к системе хозрасчёта, фактически выводил предприятия из-под контроля государства; вместо натуральных показателей продукции вводились стоимостные, что на практике возвращало к господству в общественной жизни главный закон капитализма — стремление каждого предприятия к максимальной прибыли. Вместе с этим возвращались и все уродства именно капитализма: кризисы, инфляция, дефицит.  Это способствовало так же и отходу от развития промышленности, утеканию «капитала» из тех отраслей, где не гарантировалась скорейшая максимальная прибыль. Рационализаторство больше не поощрялось, чаще было, наоборот, чревато и наказуемо. Из-за этого же отношения у рабочего человека к своему предприятию стало потребительским, наплевательским, начало расцветать пьянство, разгильдяйство и расхищение общенародной собственности.

Безусловно, в эти годы было сделано и построено много хорошего для человечества, прогрессивного и социалистического, но фундамент всего это был заложен при первых 40 годах советской власти, и даже хрущевской контрреволюции было недостаточно для того, чтобы в одночасье разрушить базис социализма. Для этого потребовалось еще почти столько же времени.

Мы считаем важным заявить то, что иной мир возможен и необходим, и человечество уже начало более чем успешно его строить в 1917—1953 гг. Борьба за свои права включает в себя не только борьбу за повышение заработной платы и за улучшение условий труда.

Главное — это борьба за новое по-настоящему человеческое общество. Но недостаточно просто быть против капитализма, выходить на акции и, «делая малые дела», ждать, пока он сам рухнет, или это сделают за нас «политики». Нужно изучать теорию марксизма, изучать опыт большевиков, закалять себя в теоретической и практической работе, чтобы быть готовыми к грядущим событиям. И мы призываем вас, товарищи, присоединиться к этой работе.

Да здравствует первое мая! Да здравствует международный день солидарности рабочих в борьбе за свои права!

Скачать листовку (первая, вторая страницы)

Актуален ли сегодня праздник 1 мая? 1

Актуален ли сегодня праздник 1 мая? 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + 10 =