Ирина Айрапетян — Образование без образования

Сегодня поступление в ВУЗ считается естественным продолжением школьной ступени образования. Наличие диплома для многих людей стало негласной гарантией успешной карьеры. Однако в советское время высшее образование имело несколько другой статус.

До сих пор идут споры о том, действительно ли систему образования в СССР можно считать лучшей в мире. Кто-то с уверенностью соглашается, а кто-то говорит о губительном воздействии идеологии.

Поговорим о качестве обучения, ведь это достояние советского прошлого любят сравнивать с качеством обучения в современном обществе.

С приходом революции обучение  было провозглашено общедоступным и внесословным. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте.[1., стр 151-153] Несмотря на тяжелое материальное положение, повсеместно создаются школы. Главным достижением молодого советского государства явилось создание системы по-настоящему всеобщего начального образования.  Результатом масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых явилось возрастание доли грамотных среди населения. По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент.[2]

Современная система высшего образования в России началась с подписания в 2003 г. Болонской декларации, целью которой было создание единого с европейскими странами пространства образования. Принятие условий Болонской декларации полностью изменило советскую структуру высшей образовательной системы.

         В связи с принятием Болонской системы высшее образование переориентировалось на самостоятельное обучение. Теперь преподаватель выступает в качестве консультанта, рекомендующего источники и направляющего на самостоятельную работу обучающихся.

         Сама по себе идея создания единой мировой системы высшего образования очень хороша. Получение студентами дипломов, которые имеют равные права не только на территории родной страны, но и в других странах – это мечта каждого студента.

         Но на практике мы видим совершенно другие результаты этого процесса. Причины происходящего лежат на поверхности: руководство нашей капиталистической страны не заинтересовано в массовом интеллектуально развитом населении, а заинтересовано в уничтожение всестороннего советского образования.

         Вспомним цитату Владимира Ильича Ленина на
втором Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 г.:

«Одним из таких буржуазных лицемерий является убеждение в том, что школа может быть вне политики. Вы прекрасно знаете, насколько лживо это убеждение. И буржуазия, выдвигающая такое положение, сама во главу угла школьного дела ставила свою буржуазную политику, старалась снизу доверху обучение свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных слуг, исполнителей воли и рабов капитала, никогда не заботясь о том, чтобы школу сделать орудием воспитания человеческой личности».[3]

Ни для кого не секрет, что одним из самых значительных преимуществ советской системы школьного образования являлась — доступность. Одно из главных отличий советской системы образования от сегодняшней Российской (Западной) заключается в единстве и согласованности всех звеньев образования. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования, чего нет сегодня. При переезде родителей или смены школы по каким-либо иным причинам не было необходимости повторять уже изученный материал или же догонять и учить то, что в другой программе уже пройдёно, пытаться вникнуть в систему, принятую в новом образовательном учреждении.

Так же очень важной сегодня является мотивация обучающихся, а точнее её отсутствие. Сегодня учителя, педагоги бьют тревогу: у обучающихся отсутствует мотивация к учёбе, многие старшеклассники, студенты не ощущают ответственности за собственное будущее, что говорить о будущем страны.

Возможно, причина заключается в том, что учителя сегодня «оказывают образовательные услуги». Учитель теперь не даёт знания, а направляет обучающегося. Но сегодня в школе не развита система, которая бы стимулировала школьников заниматься этим самообразованием.

Ещё одна проблема, которая отличает сегодняшнее российское образование от советского – это утрачивание уважения к учителю в обществе. Об этом свидетельствуют данные опроса, опубликованные на сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 4 октября, 2017 года ВЦИОМ представляет данные исследования, приуроченного к Дню учителя.. Вместе с тем 42% опрошенных считают, что учителя утрачиваю уважение в обществе (об обратном говорят 20%).[4]  Те условия труда, в которых вынуждены работать сегодня учителя, определяют и отношение общества к данной профессии.

Старое поколение высоко квалифицированных советских учителей уходит. Разве можно ожидать, что хорошо образованный, грамотный и тем более опытный, а не молодой, специалист захочет за 10-12 тысяч в месяц работать 5-6 дней в неделю по 8-10 часов в школе, принося еще и домой тот бесконечный поток бумажной волокиты, который обрушили сегодня на учителей и преподавателей.

Качество полученных образовательных услуг в образовании сегодня всё более зависит от суммы уплаченных за эти услуги денег.  Обучение не даёт достаточного уровня знаний для успешного поступления в ВУЗ, поэтому родители отправляют своих детей к платным репетиторам. Репетиторство постепенно набирает обороты. Но это не является гарантией стабильного будущего, так как количество бюджетных мест в ВУЗах сокращается, даже высокие результаты на экзаменах не всегда обеспечивают абитуриенту обучение за счет государства.

В это же время количество первоклассников увеличивается ежегодно. По подсчетам РБК, чтобы отправить ребенка в первый класс необходимо потратить сумму, в среднем равную от 22 600 рублей в Екатеринбурге до 37 100 в Москве. За эти деньги ребенка можно обеспечить всем необходимым для обучения: школьной формой, спортивной формой, канцелярскими принадлежностями, комфортным рабочим местом и букетом цветов для торжественной линейки и др.

Из этой статистики мы опять может наблюдать, что некогда массовое бесплатное образование становится всё более и более коммерческим, начиная с самых низких уровней образования.

Так умирает народное, бесплатное советское образование, а его место занимает образование коммерческое. В капиталистическом обществе от масс не требуется образованность и всесторонняя развитость. Образование перестает быть образованием, превращаясь в формальный статус для одних и дорогую привилегию для других. Низкая оценка труда государством, обществом, приводит к падению общего уровня качественных специалистов. Поэтому люди уже не мечтают стать человеком такой благородной профессии как учитель и работать с детьми.

Капитализм всегда затрагивает образование.  Дело тут не только в экономическом кризисе, нехватки денег в  казне, а в развитии современного, будущего поколения. Зачем капиталистическому государству образованные массы, разбирающиеся в экономическом положении страны. Ведь правящему классу не нужны рабочие, которые будут отстаивать свои права. Современное российское образование не только добивается финансово, но и «оптимизируется» путем реформ, убивающих образование.

Список источников:

  1. Декреты Советской власти. Том II. 17 марта — 10 июля 1918 г. Москва. Политиздат. 1959г., 698 стр.
  2. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Москва. ЦСУ СССР, 1928 г. стр 93-303.
  3. В.И. Ленин. Полное собрание сочинений Том 37. Речь на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов. 18 января 1919 г., [http://leninism.su/works/76-tom-37/1416-rech-na-ii-vserossijskom-sezde-uchitelej-internaczionalistov.html]
  4. ВЦИОМ. Всероссийский центр изучения общественного мнения. [https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3601]
  5. В. Долгов. Краткий очерк истории русской культуры (с древнейших времен до наших дней). Издательство Удмуртского университета, 2001 г. 192 стр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *