Сталин. Часовщик. Рецензия на постановку спектакля 122 февраля 2017 года на малой сцене ростовского академического театра драмы имени Максима Горького состоялась премьера спектакля «Сталин. Часовщик». Последняя постановка запланирована на 25 апреля 2017 года, возможно продолжение. Спектакль пользуется большим успехом в городе, билеты на него нужно приобретать заранее, иначе не попасть. В спектакле одно действие, постановка длится час и сорок минут, без антракта. Вывески гласят, что спектакль посвящён столетию октябрьской революции и представляет собой исповедь с трибуны Мавзолея. Спектакль поставлен по пьесе драматурга Владимира Малягина, а режиссёром-постановщиком выступил Александр Пудин. Главную роль сыграл молодой 29-летний актёр Вячеслав Огир.

Сталин. Часовщик. Рецензия на постановку спектакля
Сталин засыпает вечным сном, его пытаются разбудить окружающие, но тщетно. Берия останавливает часы. Всё, что происходит после, представляет собой попытку режиссёра показать воспоминания Сталина и его размышления обо всём прожитом, попытку сказать за Сталина, исследовать и понять его психологию. Представлено всё это в форме отрывочных эпизодов, в своих воспоминаниях Сталин встречается главным образом с близкими и родными людьми, автор касается больной и недостаточно исследованной теме взаимоотношений внутри семьи Сталина, а на первый план выступает борьба между образом кровожадного Сталина и образом гениального народного управленца, борца с врагами народа. Торжествует именно последний образ.

Воспоминания начинаются с детства. Маленький Сосо Джугашвили читает одно из своих стихотворений «Когда луна своим сияньем». После этого он вступает в спор со своей матерью, звучат слова о том, что его отец пьёт и бьёт мать, Сосо восстает против этого, восстает против существующих порядков, угрожает убить отца, а заодно и Бога, раз он создал такие порядки. Уже здесь он заявляет, что будет бороться за справедливость, о которой знают все, но боятся. А он не боится.

К Сталину часто приходит умершая жена, Надежда Аллилуева, любимая Татька. Сталин слышит от неё упрёки и обвинения. Его мучают угрызения совести, он винит себя за то, что не уберёг ни её, ни свою первую жену Екатерину Сванидзе, за то, что упустил своих детей. Её образ несколько истеричен, она винит его и за расстрелы, он объясняется: если бы не я, убили бы меня. Даже учитывая то, что создатели пытались показать не её подлинный образ, а то, как он отразился в представлении Сталина, сложно согласиться с таким крикливым образом её и их напряжёнными взаимоотношениями. Здесь Аллилуева впадает в троцкизм, повторяет их аргументы и вместе с тем преклоняется перед богом, говорит, что он победит и Сталина, и Гитлера. Почти каждый их разговор в этом спектакле — крупная ссора со взаимными горькими упрёками и глубокими обидами, которая оставляет больше вопросов, чем ответов.

Сталин. Часовщик. Рецензия на постановку спектакля 8

Сталин вспоминает детей. К нему приходят вести о взятии в плен сына Якова, он чувствует, что это предательство, подозревает, что в этом приняла участие жена Якова. Он размышляет: если вытащу его из плена, будут говорить о злоупотреблении служебным положении, если не вытащу, обвинят в бездушии и кровожадности. С дочерью Светланой отношения сначала тёплые, добрые, она — хозяйка, хозяюшка, он — секретаришка, но постепенно и она отдаляется от него, стремится к роскоши, соблазняется западным образом жизни, погружается в богемное общество. С сыном Василием отношения натянутые, на Васю большой отпечаток наложила военная среда, он любит выпить, отец к нему строг. Ближе к концу мы слышим его голос, он во всеуслышание заявляет, что он от отца не отрекается, что нынешняя хрущёвская власть и ногтя Сталина не стоит. Василий заявляет, что у него больше нет сестры, поскольку она отказалась от фамилии Сталина, взяла фамилию матери и стала лояльна к новому руководству. Приёмного сына Артёма Сергеева мы не видим.

Сталин. Часовщик. Рецензия на постановку спектакля 7

Сталин сокрушается, что отношения с родными детьми не сложились, но он вспоминает Александра Матросова, и вопрошает: плохого сына я воспитал? Таких сыновей и дочерей во всём Советском Союзе тысячи и миллионы. Он не одинок, весь Советский Союз — его семья. Создатели верно поняли и показали причину неудачных и трагичных отношений Сталина с близкими людьми. Причина не в Сталине, и не в его преданности революции и народу. Враждебное буржуазное окружение, против которого Сталин боролся всю жизнь, пыталось сломить самого Сталина, оно подобралось в первую очередь к его близким, чтобы либо отдалить их от Иосифа, либо убить, как они убили Кирова и довели до самоубийства Аллилуеву.

Всыпает Сталин по заслугам и Троцкому: не наш был человек, гражданская еще не закончилась, а новый Бонапарт уже появился. Образ Троцкого нарисован небольшими штрихами и вполне соответствует действительности. Говорит Сталин о 37-ом годе, говорит, что это был заговор военных, в первую очередь Тухачевского. Врагов народа он называет психопатами, говорит, очень много вылезло их после революции и умеют они только убивать. Главную задачу революции Сталин формирует так: дать психопатам сделать всю кровавую работу, а потом их уничтожить. И здесь есть подлог. Не одни психопаты делают революцию, но их хватает, особенно в руководстве. Но где же рабочий класс и крестьянство? Об этом в пьесе забывают. Но вопрос о психопатах, или точнее, о буржуазии, маскирующейся под рабочий класс, действительно серьёзный. Есть доля истины в его словах. Задача революции и диктатуры пролетариата в том и состоит, чтобы использовать то, что есть, для строительства социализма, и если какие-либо субъекты начинают этому препятствовать, то от них нужно избавляться в целях защиты общества от вредных элементов. Однако и этого оказывается недостаточно.

Сталин. Часовщик. Рецензия на постановку спектакля 2

Здесь не стесняются слова «социализм», не скрывают успехов военного и мирного строительства. Не льют слёзы над насильственной коллективизацией, наоборот, подчёркивают, что массы, в том числе, крестьяне сами с большой охотой побежали на стройки социализма.

Всю пьесу обволакивает религиозный флёр. Иногда звучат атеистические разговоры Сталина с богом, это выглядит весьма нелепо, совершенно не подходит для пьесы о вожде мирового пролетариата. Но поскольку пьеса создана совсем некоммунистическими авторами, да к тому же в эпоху реакции, форма и содержание выдержаны в модном экзистенциальном духе. Это накладывает огромный отрицательный отпечаток на всю пьесу, но даже через подобные произведения всеми правдами и неправдами пробивается истина. Глас народа — глас божий, именно так показан в пьесе образ бога. Сталин в бога не верит, но понимает, что значительная масса остаётся верующей, а значит, если это поможет поднять моральный дух населения во время войны, нужно пойти на встречу массе. Здесь звучит выдуманное послание митрополита, его призывы отпустить заключенных священнослужителей, открыть церкви, Ленинград не сдавать, а облететь его на самолёте с иконой. Создатели ненавязчиво выстраивают линию так, чтобы у невнимательного зрителя сложилось впечатление, будто бы советский народ победил в войне, благодаря религии, благодаря наставлениям митрополита. Такой подлог никуда не годится, это большой минус картине. Но даже здесь религия отходит на второй план, она далеко не в центре сюжета, и отдельные реплики не ломают общей стройности образа.

Фоном проходит тема войны. Сталин то и дело встречается с различными военными деятелями: Поскребышевым, Жуковым, Ворошиловым. Сталин пытается наладить порядок на фронте, пытается предотвратить организованное отступление. Не говорят о том, что закидали трупами, но Сталин едко подтрунивает над любителями передвигать флажки. В тему войны не углубляются и над ней не глумятся.

Сцена украшена часами, на фоне часто слышно тиканье часов, в один момент на сцене появляется девочка раскулаченных родителей со своими часиками, Сталин говорит ей, чтобы не боялась, не заберёт он у неё часы, готов даже свои подарить. Этот эпизод отражает тот факт, что не всё было подвластно Сталину, и носители кулацкой идеологии, в конце-то концов, выжили и победили. Сталин как часовщик следит за тем, чтобы часы не останавливались, следит за целостностью механизмов, удаляет сгнившие шестерёнки. На сцене также расположен огромный экран, на который проецируется хроника военных и мирных лет, портреты и фотографии сталинской эпохи.

Сталин. Часовщик. Рецензия на постановку спектакля 5

В самом конце пьесы Сталина навещает Валентина Истомина, Валенька, которую за глаза называли третьей женой Сталина. Однако точных свидетельств на этот счёт нет, доподлинно известно только, что она работала у него экономкой на даче, он ей доверял, принимал еду и лекарства только из её рук. Она выражает ему своё глубокое сочувствие, мечтает спасти его, говорит, что этот мир не стоит его души. Сталин ей возражает:  «Не может такого быть, чтобы вся эта великая страна, весь этот громадный мир дешевле стоили, чем одна человеческая душа… Моя душа… Не верю я в это. Если б снова пришлось в обмен на этот мир свою душу отдать – ни на минуту бы не усомнился!..». В конце Сталин прямым текстом говорит, что ему приходилось делать грязную работу, но иначе было нельзя, потому что кто-то её должен делать, иначе такую великую страну построить было нельзя.

На примере этого спектакля мы наблюдаем существенный перелом в массовых настроениях, что находит отражение и в культуре. Публика на этом спектакле сперва производила впечатление скорее либеральной, а не патриотической. Но все как один стали аплодировать во время тоста Сталина за русский народ и его речь в защиту народных интересов. Возникает впечатление, что либеральная публика постепенно начинает перекрашиваться, мимикрирует под массовые настроения. В 2009 году вышел документальный сериал «Сталин с нами». В нём была сделана попытка добросовестного расследования, но даже там не обошлось без привлечения либеральных экспертов, работников агентства «Мемориал» и прочих стенающих у соловецкого камня. Здесь же либералам голоса не дали, их обвинения были использованы лишь в качестве материала для опровержения.

Этот спектакль — достойная попытка художника разобраться в истории своей страны и в личности одного из её великих вождей. Видно, что создатели добросовестно изучили историю своей страны и при создании пользовались массой документальных материалов, писем, в том числе.

Сталин. Часовщик. Рецензия на постановку спектакля 4

 

Явный недостаток картины — неоднозначная оценка революции, страх честно и открыто говорить о ней, страх поднимать острейшие классовые вопросы. Подход явно механистический, что отражено и в самом названии спектакля. Сталин прямым текстом говорит Аллилуевой: по-твоему, ради семьи я должен был от революции отказаться? Создатели не решаются совсем замолчать тему революции, совсем вычеркнуть её из жизни Сталина. Но во главу угла они ставят именно его как грамотного вождя, который работает во благо всего народа, который готов жертвовать ради этого личным счастьем, благополучием родных и близких. Но что рождает таких вождей, что их воспитывает? На это в пьесе дается поверхностный ответ, будто бы жёсткие отношения в семье рождают настоящих большевиков, революционеров. Это, конечно, большая глупость. Где рабочий класс? Свой тост Сталин поднимает за простых людей, которые держат страну, как основание держит вершину. Но в пьесе дело обстоит так, будто бы рабочий класс поднимается только после Сталина, будто бы Сталин воспитывает и ставит на ноги рабочих, а обратное и первоначальное влияние не рассматривается и вовсе.  В действительности дело обстоит так, что именно рабочие побуждают революционную интеллигенцию к действиям, что только вместе с ними, они готовы бороться за лучшую жизнь. И высшим совместным творчеством революционеров, рабочего класса и крестьянства становится именно социальная революция. Здесь же эта тема обходится уклончивым молчанием, революция всё еще ассоциируется с хаосом. Не готово еще общество об этом прямо говорить. Необходим еще один перелом.

Весьма противоречиво, местами даже нелепо вырисовывают создатели образ Ленина. Сталин встречается со своей матерью, она просит его доходчиво, «по-старому» объяснить, что теперь происходит, кем он стал. Он говорит, что стал кем-то вроде царя, но к убийству царя он не причастен, Ленин приказал его убить. К Ленину Сталин относится как к учителю, повторяет это неоднократно, заявляет, что он продолжает его дело. Во время атеистического разговора с богом Сталин восклицает: «Ты даже Ленина смог раздавить!». Он сообщает, что Ленин научил его быть беспощадным к врагам, Сталин преклоняется перед его самоотверженностью и храбростью, перед его готовностью драться со всем миром в одиночку. Революцию он называет ленинской, говорит, что Ленин видел насквозь и троцкистов, и психопатов. С другой же стороны, звучит крайне абсурдная фраза, которая не вписывается в общую линию: «Для Ленина, как и для Троцкого, народ русский был материалом для топки, для одного топкой был западный капитализм, для другого — мировая революция. Но дровам какая разница в какой топке гореть? Одинаково больно». Здесь либо актёр что-то напутал с речью, либо автор, но в свете всего выше сказанного, эта фраза звучит просто несуразно. Либо Сталин ученик Ленина, либо не ученик и идёт совсем иной тропой. Видимо, клевета в адрес Ленина еще не изжила себя, еще есть для неё почва. С другой стороны, разрыв между Сталиным и Лениным становится всё меньше, однако периодически случаются нескладные, но закономерные откаты назад. Или создатели хотели сказать, что Ленин на 70% хороший, а на 30% плохой, были у него ошибки, а Сталин их исправил? Возможно, что и так.

Но как бы то ни было, идёт обратный процесс. Если раньше Ленина отрывали и им били по Сталину, чтобы позже перестроечной социал-демократией бить одновременно по Ленину и по Сталину во славу капитализма, то теперь идёт процесс обратный. Массы восстановили и оживили в своей памяти образ Сталина, обращаются еще неуверенно, нерешительно, но всё чаще — к Ленину, а следующим шагом будет осознанное неприятие капитализма, борьба против власти буржуазии. Механизм запущён, маятник раскачивается.

Этот спектакль весьма рельефно отражает настроения масс, их отношение к прошлому своей советской родины. Неизжиты еще заигрывания с религией, не полностью еще приняли массы образ Ленина и октябрьскую революцию, но то, что здесь показано, выходит за рамки официальной позиции властей, которая пытается присвоить себе и Сталина, и Победу, думает, как приручить и обезвредить Ленина и тему революции. Весьма сомнительно, что ей это в полной мере удастся, что это её не погубит. Рабочий класс на своей шкуре ощущает мерзости гниющего и разлагающегося капитализма и всё чаще обращается к своей славной и героической истории, к Победе, к Сталину и Ленину. Не так уж далёк тот час, когда рабочий класс дерзнёт и вернёт в свои руки советскую власть. Часы не остановились, история продолжается

.Сталин. Часовщик. Рецензия на постановку спектакля 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *