Буржуазный пацифизм как пособник фашизма (об авангарде и неореализме)

Буржуазный пацифизм как пособник фашизма (об авангарде и неореализме)Ответ на восторженную публикацию о Росселини (https://vk.com/wall-72901692_12788)

Итальянский неореализм ближе к современной контркультуре, которая пытается пробудить лучшее в человеке не изображением героических борцов, не примерами реальной борьбы, а изображением мерзости, ужасов, физиологических и повседневных подробностей. Этот неореализм не верит в человека, для того, чтобы побудить человека к каким-то положительным поступкам, он не находит ничего лучше, чем напугать его или привести в состояние шока, этот неореализм основан на демонстрации неприглядных или примитивных обыденных сторон жизни, вульгарности и пошлости. Такой неореализм не имеет ничего общего с подлинным, классическим, художественным реализмом, который отражает и показывает целостную многостороннюю и противоречивую действительность. Такой неореализм может быть выгоден только буржуазии. Именно поэтому первые фильмы Росселини благосклонно принимались режимом Муссолини. Он начинал свой путь в кинематографе, работая над пропагандистскими фильмами для режима Муссолини (т.н. фашистская трилогия) под руководством самого сына дуче Витторио Муссолини.

Да, возможно, сам режиссер и относился к фашизму отрицательно (в чём мы отнюдь не уверены), возможно, изображением ужасов войны он хотел внушить зрителю отвращение к войне вместо сочувствия фашистам, которые героизировались в этих фильмах.

Но допустим ли сам по себе такой художественный метод, является ли он прогрессивным, антибуржуазным?

Очевидно, что нет.

Мы можем это видеть на примере аналогичных фильмов, снятых в СССР о Гражданской войне в период оттепели. Например «В огне брода нет», «Оптимистическая трагедия» и других, где ужас сцен насилия заслоняет собой саму борьбу, нивелирует красных и белых, ставит их в один ряд, в результате внушая зрителю лишь отвращение к войне и любой революции как таковой. Война это плохо, а красные и белые занимались братоубийством, больше там ничего не происходило — вот какова мораль подобного кино.

Более яркий пример — фильм «Иди и смотри», где чернуха, кровь и ужасы полностью заслоняют собой героическое содержание войны, на его место приходит безумие, и как итог — отвращение зрителя к фашистам и коммунистам, которые это безумие устроили. Это уже приравнивание коммунизма к фашизму. Вслед за гражданской нужно смешать с грязью Великую Отечественную.

Стирание разницы между прекрасным и безобразным, героическим и пошлым, между истиной и ложью — такова задача этих фильмов. В первую очередь убивают веру в человека, без чего невозможна ни социальная революция, ни какой-либо прогресс. Изображать любую борьбу как подобие фашизма, пошлость и чернуху — вот главная задача такого искусства.

«Антифашистские» Фильмы Росселини, а тем более его фильмы времен Муссолини могут быть названы в лучшем случае антивоенными, но никак не зовущими к сопротивлению. Активность и героизм героев показные и теряются на общем фоне картины. Акцент в них был сделан на атмосфере страха. На стремлении избавиться от этого страха, завершить войну и заключить мир. А мир ведь бывает разный — в том числе, например, возможный сепаратный мир фашистов с союзниками, против чего многие зрители фильма вряд ли бы возражали, либо мир СССР с державами Запада, заключенный после 91-го года. Хорош ли такой мир? Для буржуазии он хорош, безусловно, но для пролетария, для основной массы народа он лишь является превращением войны внешней в вону внутреннюю (пусть и без оружия, но с большими жертвами), войну буржуазии против рабочего класса. Такой «мир» мы и наблюдаем последние 30 лет.

Фильм «Рим, свободный город» к тому же насквозь лживый. Основу итальянского антифашистского сопротивления составляли коммунисты. В фильме же в роли сопротивленцев выступает поп (совсем не пастор Шлаг!) и мелкие обыватели. Борьба их показана обрывочно, неубедительно, картонно. Их главный враг — немцы, о своём правительстве ни слова. Сопротивленцы живут обычной жизнью, а свободное время посвящают «борьбе». Именно такое впечатление оставляет фильм. Даже не гнетущая атмосфера страха здесь играет главную роль. А именно попытка заслонить, прикрыть роль коммунистов, сделать вид, что их нет и приписать себе их заслуги, предварительно всё извратив и опошлив. Типичный буржуазный подход.

Евгений Евтушенко признавал, что поколение советских шестидесятников выросло не на марксизме, а на итальянском неореализме. Задача такого рода псевдоискусства — смягчать классовые противоречия и призывать к миру между классами под руководством буржуазии, во имя её победы и за счёт поражения рабочего класса. Такого рода псевдоискусство есть предвестник и слуга хрущёвщины, горбачёвщины, сахаровщины и гнилого еврокоммунизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *