26s06 lesyaОчень приятно было нам прочитать две заглавные статьи в обновленной «Буковине1» (ч. 28 – 32) – «Наши национально-политические отношения» и «Про своих людей», (она поставлена сначала, как заглавная статья); и не для потому, что мы вычитали там что-то новое, а потому, что там все так ясно, выразительно и просто – как математическая формула или простая гамма. Формула «Барвинский2 +Вахнянин3=русский народ4» производит действительно гармоничное впечатление. Жаль только, что в патриотической гамме не обошлось без некоторых невнятных тонов, но, может, это наша незрелость мысли виной тому, что мы никак не можем понять, что такое: «свое родное, народное просвещение», без которого наш родной край должен неминуемо погибнуть. А уж такую серьезную вещь следовало бы нам разъяснить подробнее, чтобы мы знали, как нам спасти наши заблудшие души. Читая, что без родного, народного просвещения «несть спасения», мы вспомнили одну очень тяжелую минуту из нашей жизни: одним вечером, выслушав речь про крайнюю необходимость «науки на национальной почве», мы обратились к оратору, молодому украинскому патриоту.

«Скажите, господин, что, собственно, должно значить « наука на национальной почве»? Это значит, что мы должны изобрести какую-то специальную украинскую математику?»

Оратор взглянул строго и сказал катоновским тоном:

«Что вы за Украинец, если не понимаете таких простых вещей?»

Мы десять раз обращались к разным патриотам с нашим вопросом и десять раз слышали одинаковую отповедь. Мы бы очень хотели обратиться с этим вопросом еще и к буковинским патриотам, но страшно, что они рассердятся и начнут нас «уничтожать без пардону». Лучше молчать.

Зато «оппортунистически-рациональная политика» изложена так ясно, как заповеди: не бросайся с мотыгой на солнце, не рвись вперед, а потихоньку и помаленьку налаживай отношения с правительством и сильнейшими партиями (разумеется! А кто бы там на слабейших смотрел! Жаль только, что тяжело бывает угадать, которая из партий самая сильная и долго ли такой будет); приняв такую спокойную и практическую политическую программу, мы себе можем спокойно сидеть, где уж кому бог дал, и петь:

«Ой, куда ветер дует, туда я наклонюсь, а что люди говорят, того я не боюсь».

Если кто спросит, какой мы веры, то мы чай же не хуже цыгана умеем ответить. Приняв такую политику, патриоты «нового курса» поступают совестно и честно, и поэтому надеются, что история не осудит их недобрым словом; мы идем еще дальше в наших надеждах и думаем, что история не будет вспоминать никаким словом наших славных патриотов, которые самовольно — pardon! добровольно — взяли на себя тяжкий долг управлять судьбой целого народа (радуйтесь, российские Украинцы, только теперь пришло время освобождения вашего!).

«Спасибо тебе, Господи, что не сотворил меня ни москалем, ни москвофилом»

— такая молитва вылилась из нашего сердца после прочтения третьего абзаца «Наших нац[ионально] -полит[ических] отношений», ведь каждый поймет, что быть « уничтоженным без пардону» никому не мило, а так мы все же надеемся, что« под защитой» наших добровольных руководителей мы еще поживем на свете. Жаль только, что наши «русины от природы более чувствительны, податливы, медлительны и уступчивы» (это же «целый ученый мир признал», то уж ничего не поделаешь!), а эти клятые, грубые, агрессивные, нетерпимые москали имеют куда более проворный характер. Куда уж, когда Богдан Хмельницкий (не по нам был!) ни с того ни с сего взял и поддался стране «мещан», хотя на Украине о том никому и не снилось, так как она (Украина) и «не имела ничего общего с московским государством». Ну что, как нашим вождям придет на ум отдать нас, — кто может угадать, кому? Иди потом, обращайся к историческому праву … куда нам, немощным, с панами судиться! Чья сила, того и воля. На чьей телеге едешь, того и песню пой. [Если желает уважаемая редакция «Буковины», то можем ей прислать целый сборничек таких поговорок для печатания в «Воскресенье» на науку мещанам и крестьянам.] Правда, наши буковинские патриоты надеются, что когда-то наступит консолидация наших народных сил и тогда нас будут знать и уважать другие народы, но кто знает, как о том думают госпожи сильные партии?

Примечания:

1.«БУКОВИНА» — общественно-культурная газета, орган буковинских народников — прогрессивного общественно-политической группировки. Сначала редакция отмечала: «Часопись политическая и научная для народа русского» (1886 -1909), впоследствии констатировала: «Орган украинской постепенной партии». Последние годы своего существования была органом «Союза украинских послов на Буковине».

2. Александр Григорьевич Барвинский (псевдонимы: Австриец, Олег Подолянин, 6 июня 1847, с. Шляхтинцы, Галиция, Австрийская империя — 25 декабря 1926, Львов, Польша) — украинский историк, педагог, общественно-политический деятель.

В 18911907 годах — депутат рейхсрата. Основал Христианско-общественную партию. В 1918 году был секретарем образования и вероисповедания в первом Государственном секретариате (правительстве) ЗУНР.

3. Анатолий Климович Вахнянин (укр. Анатоль Вахнянин, 19 сентября 1841 года, с. Сенява, Австрийская империя — 11 февраля 1908 года, Львов, Австро-Венгерская империя) — политический деятель, композитор, журналист и педагог.

4. Здесь русский народ (в отличие от российского) – жители Украины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + 13 =