Критическая заметка о философских воззрениях левой интеллигенции в лице Р. Громова

Рекомендуем посмотреть это коротенькое выступление известного (скончавшегося недавно) ростовского философа Романа Громова.

Из него можно примерно понять, как симпатично современная интеллигенция, левая и не очень, прикрывает свою реакционность и всё меньше этого стесняется.

Сегодня Громов в ростовском институте философии у всех на устах, его почитают и возвеличивают как икону. Молодые преподаватели, воспитанные его «школой», продолжают философствование в духе учителя и нимало в этом преуспевают.

Громов — философ той школы и того времени, который, свободно употребляя в названии статьи слово «диалектика», мог не коснуться в тексте понятия диалектики. Образ рафинированного аристократа мысли не мог спасти его от позорного для такой профессии невежества и односторонности.

Говоря серьёзно, удивительно, как большой историк философии мог забыть об исторической роли философии в наукогенезе (ради внутренних «непреходящих» философских ценностей, по всей видимости). Не увидеть за формальной и ничего не объясняющей отмашкой «кризис идентификации» внутреннего развития философии (от классического идеализма через логику — к материализму), более глубокой встройки в социальный контекст, а потому и участие в социальной жизни.

Глубоко смущает то, что продолжение марксистского взгляда на философию он усматривал в ревизионной франкфуртской школе, где от марксизма одно настроение, а не метод. К слову, это общее место у современных социальных философов. Они не знают Маркса, потому что думают, будто его лучшего всего продолжили франкфуртцы (и далее некоторые постструктуралисты) — проще, как это им видится, сэкономить время и читать суррогаты.

Стоит задуматься, как отечественная философия, имевшая в советской высшей школе исключительное положение, превратилась в ту самую «буржуазную» из советских словарей, притом, весьма посредственную. Идя за либеральной конъюнктурой, российские философы добровольно отказались от ключевой роли в вопросе познания, перестали быть знатоками всеобщего развития и стали свидетелями, разве что, собственной деградации. Можно ли променять такие широкие творческие возможности на свободу заниматься дешевым идеализмом? Много чести быть мелкими лавочниками, продающими многозначительную акцентуацию своих текстов (даже не сами тексты, т.к. в мире «постмодернистского» производства знания цена его отрицательна, поскольку этот «товар» мало отношения имеет к пользующимся спросом субъективным удовольствиям), либо конкурирующими бойцовыми петушками в драке за образовательно-пропагандистские гранты?

Многие мечтатели о настоящей академической философии, к которым принадлежат в том числе и Роман Громов, сознают плачевное ее положение сегодня, пытаются переиграть еще раз момент ее падения, ответить на вопрос, как до такого дошло. Как обычно, они скрывают обиду за прелестью заумного текста, но память об утраченном интеллектуальном господстве не скрыть даже ложной памятью о «марксистском догматизме».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =